Re часть два
В общем, нашпигованность конструкции автомобиля различными механизмами и системами равна сложности этой самой конструкции. Конечно, все они повышают проходимость и живучесть транспортного средства в боевых условиях, но, может, все-таки перестарались инженеры-янки. То ли дело наш, когда-то военный УАЗик. В нем-то ломаться решительно нечему. О том, как существует в сибирской среде Hummer мы еще расскажем. Пока же пора в салон.
Жить можно
За все надо платить. Даже за высокий клиренс и не слишком большую высоту. В любом случае ограниченным жизненным пространством. Да, внутри, мягко говоря, тесновато. Четыре одиночных сиденья расставлены по углам огромного салона, центральную часть которого занимает, как уже говорилось выше, кожух со спрятанными под ним агрегатами. Кресла расположены вплотную к дверям, а с другого бока зажаты тоннелем. «Сидишь, словно на унитазе», — сказал мне один из знакомых с Hummer людей. Хорошо хоть, что двери открываются широко. Правда, в распахнутом состоянии они не фиксируются, тут же норовят вернуться в исходное положение. К тому же помимо шарниров двери имеют ременные петли. Это чтобы открываясь на 180 градусов не бились о кузов — ну нет, понимаете ли, фиксаторов.
Отлавливая дверь рукой, нужно умудриться перемахнуть через высоченный, расположенный далеко от земли порог. Ну вот, уселся, наконец. Можно расслабиться и оглядеться. А ничего! Если не принимать во внимание архаичные переключатели, допотопные клавиши и небольшую копию громоздкой грузовой баранки (кстати, с обшитым кожей ободом), жить можно. Все приборы перед глазами, рычажки под рукой, лишь включатели дворников расположены непривычно — не на рулевой колонке, а на торпедо. Неудобно. Зато есть электростеклоподъемники, зеркала с электроприводом, магнитола и даже CD-проигрыватель. Hummer-то в отнюдь не спартанской модификации. Более того, можно сказать, люксовый. А потому пепельницы везде натыканы, в дверях карманы-мешки отвисают, кондишн воздух холодит. Словом, некоторые намеки на комфорт присутствуют. Но не более. Все-таки армейская идеология дает о себе знать вовсю: квадратизмом, угловатостью и грубостью. А кроме того, отсутствием элементарных вроде бы вещей, типа тех же фиксаторов. Между прочим, нет их и у створок дверей багажника. Те тоже распахиваются на 180 градусов и лишь после этого вставляются в защелки на панели задка. Благо багажный отсек огромный. По ширине, но не по высоте. Ведь под ним два топливных бака объемом 95 и 64 литра.
Уж и не знаю, как сзади размещаются морские пехотинцы в версиях, предназначенных для транспортировки личного состава. Наверное, их специально для этого тренируют.
В Бодайбо же пехотинцев нет, поэтому в багажнике возят поклажу. Для этого по бокам внутри из дерева сделаны ящички. Вот только погрузочная высота ого-го и проем узкий. Это как горшок у ослика Иа. Внутри большой, а через горлышко только спущенный шарик и входит.
Главное — иметь голову
Сделано вроде бы надежно
Действительно, управлять Hummer легко и просто. Даже без руки и ноги, лишь бы голова на месте была. А вот с этим у американских солдат, похоже, проблемы. Видимо, существуют определенные трудности с серым веществом у новобранцев-янки. И конструкторы автомобиля об этом знали. Иначе стали бы они везде писать сaution (внимание) с соответствующими пояснениями ниже? Caution здесь, сaution там. Прямо не машина, а одно сплошное предупреждение. Причем это лишь семечки. Как вам такое упоминание, расположенное вокруг заливных горловин баков — Use diesel fuel only — использовать только дизельное топливо. То ли у них там одни дебилы в армии служат, которые, слыша тракторный звук двигателя, могут запросто бухнуть в баки какого-нибудь 95-го. То ли их брат настолько пропитался бензином, что о существовании солярки попросту не подозревает. Так или иначе, но факт остается фактом — американский военнослужащий без подсказок не обходится.
Честно говоря, после подобного я уже не ожидал, что меня что-то может удивить. Тем не менее обнаружил еще один штатовский перл. На этот раз в Инструкции по эксплуатации. Там в мельчайших подробностях было описано и показано преодоление различных внедорожных ситуаций, вроде движения по песку, снегу, воде, перепрыгиванию через бревно и т. д. Я уж точно не удивлюсь, если узнаю, что янки после изучения сей литературы еще и экзамен сдают.
А вообще-то Hummer на самом деле сделан так, чтобы управлять им мог даже подросток. Лишь бы до педалей доставал. При таких огромных, особенно в ширину, габаритах чувство автомобиля, когда сидишь за рулем, обострено до предела. Все четыре угла машины воспринимаются словно собственные конечности. И это несмотря на бесполезное внутреннее зеркало и большие, но неудобные наружные. На то конструкторы и рассчитывали, к тому и стремились. Не зря ведь две последние буквы в названии машины — ER — как раз подразумевают под собой Easy Raidings — легкое управление. Поэтому ездить в Hummer просто и даже приятно. Руль, снабженный сверхпроизводительным гидроусилителем, удерживать в нужном положении и вращать можно буквально одним пальцем. Независимые подвески обеспечивают вполне приемлемую плавность хода с поправкой, конечно, на громадные неподрессоренные массы (колесики-то в 17 дюймов). Ну а об управляемости говорить не приходится — все-таки не по асфальту на таком ездить. Хотя некоторые особенности поведения Hummer на дороге бодайбинские водители (причем даже не ездившие на нем) все же отмечают.
Но об этом чуть позже. Сейчас же хотелось бы поговорить о динамических качествах «Молота». Вы знаете, 583 ньютоно-метра — это вовсе не шутка. Под газом V8 подхватывает так, что кажется — те три с чем-то тонны, которые весит автомобиль, для мотора сущая пушинка. Ездит-то он не на мощности — на моменте. Поэтому появляется вполне реальная уверенность: повесь сейчас на его хвост прицеп весом этак тонн в десять, вытянет его без проблем. Впрочем, он ведь для того и создавался, чтобы пушки да изувеченную технику таскать. Словом, в движении более чем приятен. Хотя я на нем прокатился всего ничего. А мужики-то бодайбинские его уже 40 тыс. миль эксплуатируют. Или по-нашему 64 тысяч км. Вот кому можно говорить об особенностях конструкции, управляемости и вообще приспособленности транспортного средства к сибирским условиям. Итак, эксплуатация.
Хлипкость как основное качество
Признаться, когда рассказывали о тех вещах, которые изложены ниже, мне не оставалось ничего, кроме как раскрыть рот и с удивлением отмечать, насколько может быть обманчива внешность и насколько велика сила внушения, коей пользуются американские пиарщики. Столько косяков, столько заложенных конструктивно и приобретенных «болячек». Да уж, в моем сознании образ натренированного бойца спецназа тут же сменился образом перекачанного культуриста, продолжительное время употреблявшего стероиды, чей организм давно подгнил изнутри: почки и желудок отказывают, печень увеличена, ноги подкашиваются, а сердце вот-вот разорвется.
Шпаргалка для янки —
«сюда только соляра»
Вообще-то в Бодайбо обнаружилось два Hummer. Оба 1997 года выпуска с примерно одинаковым пробегом. Но один уже встал на прикол, по крайней мере, до того момента, пока из Москвы не придут запчасти. Второй же, с которым удалось познакомиться, еще ездит. Правда, эксплуатация его обходится в копеечку (шутка ли — только ремонт шины с устройством Runflat у московских дилеров стоит порядка $100, а сколько просят за комплектующие!) и сопряжена с необходимостью постоянного ремонта. Это при том, что обслуживают Hummer с завидной для северных краев периодичностью. Так, «минералку» американского производства в двигателе меняют ровно через 5 тысяч км. Вместе с воздушным и масляным фильтрами. То есть как на любом легковом дизеле. Техжидкость в «автомате» заменяется через 10 тыс. км. Вроде все делается как надо. Тем не менее Hummer выкидывает порой злые шутки. Так, у первого автомобиля, того, что теперь стоит, АКП как-то сразу просочилась. Пришлось каждую неделю покупать литрами Dexron на доливку. «Автомат» второго пока держится, но в жару начинает выкидывать ATF через щуп.
Двигатель пока подобного себе не позволяет. Во всяком случае, его силовая часть не подает признаков износа. Масло-то заливается неплохое и меняется в срок. К тому же в минус пятьдесят Hummer ночует в отдельном теплом боксе, весь обложенный печками и тенами, словно бриллиант в золотой оправе. А в процессе зимней эксплуатации попросту не глушится. Так что поршневая в порядке. Что нельзя сказать о других подкапотных агрегатах. Периодически умирает клапан отсечки топлива. Тот самый, который отвечает за глушение двигателя. Причем умирает он назло своим хозяевам в закрытом положении. Вместе с ним отдает Богу душу полностью исправный дизель — ведь не завести его при этом.
Совместно с клапаном часто кончается топливный насос. Это уже, конечно, от качества солярки. Ничего тут не поделаешь. А вот другую неисправность некондиционной техжидкостью не оправдаешь. От тряски растрескиваются, расходятся буквально по швам пластмассовые корпуса радиатора системы охлаждения и радиатора интеркулера. В первую, между прочим, входит 25 литров антифриза, который сочится и сочится через щели, которых быть не должно в принципе.
В жару наряду с избавлением от своей рабочей жидкости «автоматом» систематически подводит кондиционер. Его муфта повышенные плюсовые температуры, видите, ли, не переносит — отказывается включаться.
И это лишь самые малые неприятности, постоянно преследующие Hummer. Основные косяки идут от передней подвески и колесных редукторов. Спереди у автомобиля конструкция до боли схожая с жигулевской. Два расположенных друг над другом рычага соединены с поворотным кулаком посредством разборных шаровых. При этом в нижний рычаг упирается стойка, верхним своим концом связанная с рамой.
Распространенная схема, а потому довольно удачная, но только не в случае с таким транспортным средством, как Hummer. При езде по пересеченной местности нижние шаровые вырывает словно у тех же «Жигулей». Не к лицу такому мачо иметь столь хлипкую подвеску. Кстати, при поломке шаровой колесо, лишенное связи с нижним рычагом, уходит вверх и крушит пластиковый капот. За этот год его восстанавливали уже два раза. Притом и без помощи колеса слабенькие крепления капотины тоже расшатываются от тряски.
Что касается колесных редукторов, то они вообще самое слабое звено Hummer. В них прямозубая шестерня (такие, между прочим, давно не используются) с обеих сторон зажата коническими подшипниками, которые слишком быстро расшатываются. В итоге шестерня получает свободный ход и начинает люфтить в таких пределах, что ломает полуось. Колесо в сторону, машина обездвижена, единственная панацея — заказ запчастей из Москвы.
Далеко не крут, по словам бодайбинцев, Hummer и в плане проходимости и управляемости. К примеру, при движении по гравийке машину прилично таскает, приходится судорожно работать рулем, отлавливая выходящий из-под контроля автомобиль. Часто на гололеде не срабатывает ABS, даже когда за бортом всего лишь прохладно. Из-за коротких передних крыльев лобовое стекло постоянно заливает водой вне зависимости от того, глубокая ли под колесами лужа, или просто мелкий ручеек по проезжей части бежит. Неприятно.
Проходимость Hummer также можно подвергнуть сомнению. Рассказывали, что как-то мужики решили проверить хваленого американского вояку. Разогнались и на полном ходу влетели в болото. Да так и засели, что не помогли никакие блокировки. А тут Land Cruiser мимо проезжал. Его хозяин ради любопытства тоже вздумал испытание подобное провести. И мало того, что на пару метров дальше углубился, так еще и выбрался самостоятельно. Конечно, все это может быть только слухами, возможно, существенно преувеличенными. Но так или иначе, водители Hummer в плане бездорожных качеств недолюбливают. Колея-то у него к тому же широкая, а в городе, где зимой колейность развита ого-го как, — это определенно негатив. В пробитую другими машинами не вписывается. Приходится опять же отлавливать. А уж водители и встречных, и попутных автомобилей только успевают уворачиваться.
Вот и получается, что надежность и проходимость, возведенная различными СМИ в совершенство, является только лишь пресловутой. На самом же деле Hummer не больше чем ведро с болтами. Словом, не боец. Остается непонятным, почему военное министерство США выбрало из трех представленных образцов именно его. То ли два других были еще хуже. То ли руководство AM General армейским чиновникам попросту дало на лапу.
Максим МАРКИН.
Фото автора
Р. S. Учитывая все другие отказы военной техники (вроде сбитого старой берданкой «Апача»), происходившие во время иракской кампании, можно сделать однозначный вывод — американцам в России делать нечего. А до Сибири они, если и захотят, не дойдут. УАЗиков-то у них нет.
;D