Увеличение наружного диаметра шины – самый простой и наименее дорогостоящий способ улучшения проходимости колесных машин.
Что выиграешь при установке шин большей размерности, например 37 дюймов вместо 35 д. аналогичной конструкции:
1. увеличивается дорожный просвет примерно на 1 д. (2,54 см.), но только в случае, если коэффициент эластичности новых и старых шин одинаков. Если не одинаков, то просвет может увел-ся чуть больше, чем 2,54 см. или чуть меньше.
Соответственно немного улучшаются все остальные параметры геометрической проходимости.
2. Увеличивается площадь отпечатка шины, что влечет снижение удельного давления на грунт. Чем меньше удельное давление на грунт – тем меньше сила сопротивления качению ав-ля на слабых грунтах, меньше глубина колеи, образующейся при движении машины, соответственно она будет дольше двигаться без задевания за грунт низкорасположенными деталями. В большинстве случаев застревание полноприводной машины происходит из-за того, что картеры мостов или элементы подвески или выпускной системы входят в контакт с грунтом, оказывая т.н. «бульдозерное действие», что вызывает дополнительную силу сопротивления движению, которая становится тем «довеском», который увеличивает суммарную составляющую сил сопротивления дороги. Если суммарная составляющая станет по величине больше, чем сила сцепления шин с дорогой – машина двигаться не сможет по з-нам физики.
3. Увеличивается сила сцепления шины с опорной поверхностью за счет того, что в контакт с грунтом вступает большее число грунтозацепов (при условии что старые и новые шины аналогичной конструкции).
4. Уменьшается т.н. «угол атаки колеса», в результате снижается бульдозерное действие колеса на суглинках, что уменьшает величину валика, которое колесо нагребает перед собой при прокладке колей. В итоге снижается сила сопротивления качению.
5. Увеличивается ширина рва и высота порогового препятствия, которые может преодолеть ав-ль.
Но как и у всякого технического решения, есть и недостатки.
1. Самый существенный – при увеличении наружного диаметра колеса возрастает максимальная величина крутящего момента Мк, который можно подвести к колесу и соответственно к его полуоси, шестерням диф-ла и иным механизмам силового привода. В результате Мк может стать больше того, который закладывают конструкторы при разработке машины (больше расчетного).
Например.
Если условно принять, что масса Н2 составит 2600 кг при равномерном распределении веса на колеса, то на одно колесо придется вес 650 кг. Принимая расчетный коэффициент сцепления 0,7 можно получить следующие результаты.
При колесах 35 д. максимальный Мк = 0,7 х 650 х 0,889 = 405 кГм.
При колесах 37 д. максимальный Мк = 0,7 х 650 х 0,9398 = 428 кГм.
То есть замена колес вызовет увеличение максимального Мк, кот. возможно приложить к колесу (полуоси, ШРУС) по условиям сцепления на 23 кГм.
Расчет приблизителен, т.к. не учтены тангенциальная деформация шины и увеличившийся коэффициент учета вращающихся масс колеса, который увеличится вследствие увеличения веса шины. Т.е. реальный Мк может стать чуть больше.
Словом, установка шин большего диаметра снижает ресурс деталей силового привода.
2. Ухудшится разгонная динамика.
3. Снизится топливная экономичность.
4. Немного ухудшатся устойчивость и управляемость.
5. Возрастет нагрузка на подвеску при отрыве колеса от дороги.
Это первое попавшее, что пришло мне в голову. Возможно, что есть иные факторы, которые я упустил.