МОСКВА, 9 фев - РИА Новости. Москвичи на этой неделе начали отмечать Масленицу, которая в этом году выпала на 8-14 февраля. Как выяснил корреспондент РИА Новости, настоящими знатоками обрядов проводов зимы являются неоязычники, которые отмечают Комоедицу (аналог Масленицы) в день весеннего равноденствия и могут рассказать много интересного о традициях и истоках этого праздника.
Комоедица
Практически все обряды Масленицы - старославянского праздника проводов зимы, который церковь приурочила к неделе перед Великим постом, пошли от языческой Комоедицы. Масленичная неделя спустя века сохранила основные принципы - сжигание чучела, поедание блинов, очищение и надежды на лучшее.
"Название Комоедица произошло от слова "ком". Это потом комами стали называть блины и говорить "Первый блин комом". Изначально пословица звучала как "Первый блин кому", то есть медведю. Славяне таким образом задабривали медведя", - рассказал РИА Новости глава жреческого совета Союза славянских общин славянской родной веры (Северный союз) Александр Санкин.
Неоязычники, которые сами часто принимают участие в масленичных тожествах, приглашают всех желающих и на свой праздник, в центре которого - театрализованное представление с участием главных действующих лиц - медведя и чучела зимы.
По словам собеседника агентства, праздник Комоедицы приурочен ко дню весеннего равноденствия - дню воскрешения, по славянским верованиям, Земли-матушки и всей природы. В эту пору просыпается в своей берлоге лесной хозяин - медведь. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и "велесовой боротьбой". Старшие в семье женщины пекли "комы", сделанные из нескольких мучных замесов - овса, гороха и ячменя. Часть "комов" выносили в лес и клали на пень, зазывая при этом медведя на трапезу с просьбой не драть скот и не озорничать на трапезах целый год.
Неоязычники, или родноверы, не стали менять костюмы на современный лад. Мужчины празднуют Комоедицу в белых, зеленых или красных рубахах, длинноволосые и бородатые, они появляются, словно из древности, на "празднике живота". За ними идут женщины, в славянских платьях, на головах - кокошники или пички (рогатые шапочки).
Перед главным действом праздника - сжиганием чучела Морены - родноверы разыгрывают театрализованное действо с участием медведя. "Девушка идет будить медведя, и чтобы он проснулся, отрывает ему ногу. В медведя, естественно, переодет один из мужчин, и отрывает она ему не ногу, а кусок шкуры с ноги. Медведь просыпается, и, хромая, бежит за девушкой, ловит ее, но все заканчивается хорошо, медведя угощают блинами", - рассказал глава жреческого совета неоязычников.
Когда зверь накормлен и добр, начинаются песни и пляски вместе с медведем. Затем следует главный обряд - сжигание Морены, или Мораны. Эта могучая и грозная богиня зимы и смерти у древних славян считалась воплощением нечистых сил. Однако она имеет неоднозначный образ - Морена изображалась и в виде высокой красивой женщины в белом, и сгорбленной старухи в лохмотьях. Чучело Морены сжигается как символ ухода зимы, окончания ночи и мертвой природы. Но при этом язычники не проклинают и не гонят Морену, а просят, чтобы она вернулась "по-доброму следующей зимой".
"Перед тем, как сжечь Морену, мы валяем ее в блинах, в масле - от этого Комоедицу и стали называть Масленицей, катаем ее на санках. Все это делается для того, чтобы задобрить Морену, чтобы она не лютовала в следующем году", - пояснил Санкин. Он также отметил, что вокруг "погребального" костра, на котором сжигается Морена, обязательно водятся хороводы. Родноверы, взявшись за руки, поют песни, посвященные Морене Свароговне.
После этого начинается традиционное поедание "комов" и народные игрища.
Для неоязычников, как и для древних славян, особое значение имеет боевое искусство. Современные язычники соревнуются в борьбе, которая чаще всего оканчивается старинной молодецкой забавой - кулачными боями "стенка на стенку". При этом насилие исключается - здесь важно "себя показать, да на людей посмотреть". В то же время физическая сила считается у неоязычников признаком хорошего тона. Не зря древние славяне возводили силу в культ, именно на физических способностях построены практически все древние игры. Перетягивание палки, которую сейчас заменяет канат, потешные бои с мешками на бревнах, соревнования стрелков из лука - все это можно увидеть на праздничных гуляниях в честь окончания масленичной недели.
"Традиционная забава - когда юноши взбираются на масленичный столб. Юноши карабкаются на самый верх, что бы забрать обереги, защищающие от злых духов. Конечно, не всем это удается, столб же гладкий", - рассказал собеседник агентства.
Другая популярная и веселая игра - взятие снежного городка. На пригорке строится снежная стена, за которой прячутся "красны девицы", защищая свою крепость снежками. "Удалые молодцы" в три попытки завоевывают снежный городок и целуют девушек. Побеждает тот юноша, который перецеловал больше всех девиц.
Языческий Гринпис
Неоязычники стремятся "возродить исконную родную веру славян" и превратить свою религию в одну из религиозных конфессий России. Путь к этому для них, в первую очередь, - трезвый и здоровый образ жизни ради будущего славян. Также родноверы выступают за крепкие, многодетные семьи, уважение в семье, к родным и близким, независимо от их религиозной принадлежности.
При этом важный принцип неоязычников - толерантность в отношении иноверцев. В этом отношении современное язычество мало чем отличается от язычества древних славян. Древние язычники разрешали ставить в своих храмах иконы других вер, потому что считали, что Бог может быть изображен в любом виде, поскольку он един.
Единым богом, объединяющим в себе все материальные предметы и нематериальные явления, у древних язычников, так же как и у современных, является бог Род. "У бога Рода существует два лика - женский и мужской. Женским ликом Рода является Лада, мужским - Сварог", - пояснил Санкин.
Родноверы уважительно относятся не только к другим религиям. Они призывают уважать самое важное, что есть у человека - природу, беречь леса, озера и реки от загрязнения, оберегать мир животных, птиц и растений.
При этом язычники не гнушаются материальным богатством, уважают деньги, считая, что "славянин-родновер не может быть нищим и бедным". Отсюда и особое почитание Велеса, бога богатства.
Пантеон богов
Неоязычники почитают множеств богов, отождествляя каждого с тем или иным явлением природы. Главенствующее место в пантеоне славянских богов занимает бог Род - родитель всего сущего. До наших дней его имя дошло в корне многих слов - "родители", "природа", и даже в слове "урод", означающее в древности "отошедший от бога Рода".
Один из главных божеств в славянской мифологии - Перун, повелевающий небесными явлениями - громом и молнией, а также бог войны, покровитель княжеской дружины. С принятием христианства образ Перуна был перенесен на святого Илью Громовника. Кстати, праздник Перуна приходится на 20 июля, или на 2 августа по новому календарю, в этот же день христиане славят святого Илью.
Богом плодородия, пробуждающейся природы, покровителем растительного мира у язычников является Ярило. В отличие от многих других славянских богов, Ярило изображается молодым красивым богом верхом на белом коне. По поверьям, где Ярило пройдет, там будет хороший урожай, на кого посмотрит, у того в сердце разгорается любовь. Древние славяне отождествляли Ярило с солнцем, просили у него теплое лето и хороший урожай.
Не менее важным в языческом пантеоне богов является Сварог, бог-кузнец, бог огня и учредитель брака. Согласно славянской мифологии, сыном Сварога был Даждьбог.
Даждьбог - один из главнейших богов в славянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, лета и счастья, живительной силы, предок князей, щедрый бог.
Макошь - богиня судьбы, старшая из богинь-прях, покровительница плодородия, колдовства и хозяйка перехода в загробный мир, властительница дикой природы. В православии ее образ можно сравнить с Параскевой Пятницей, покровительницей хозяек и жен. День, когда чтят Макошь - 27 октября, а у православных это день Параскевы Пятницы.
Также неоязычники почитают Велеса, покровителя домашних животных и бога материального благополучия.
Не менее важной и почитаемой у язычников является богиня Лада, дочь Макоши и жена Сварога. Это богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница женщин.
Если Лада считается покровительницей женщин, то богиню Лелю почитают как покровительницу девушек. Эта богиня представляется юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Она неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ, со всем тем, чего и ждут язычники, и не только они, после обряда сжигания чучела Морены.
You must be registered for see links